19 марта 2011 г.

Начало


Состояние русского языка вызывает тревогу не только у любителей словесности. Вслушаемся в речевой поток, звучащий с экранов, вчитаемся в публикации, побываем на премьерах модных спектаклей...
Нарушение лексических, орфоэпических, грамматических норм - привычное явление. "Крепкие выражения" уже никого не шокируют: мы привыкли. Скудость мысли, лексическая бедность... Высказать неординарно свое немногое  - стало большой проблемой!
В чем причина обезличенности, заполнившей социокультурное пространство? В незнании языка? Неумении пользоваться всеми его богатствами? Или в нас самих?


Вам, наверное, интересно узнать, с чего все началось?

История возникновения идеи проекта.
Кто изображен на портрете? Нам кажется, что все это должны знать, а тому кто еще раздумывает с ответом, сообщаем:
Сергей Есенин - русский поэт, стихи которого в России знают и стар и млад, "певец Руси и русской природы".


"Тот не поймет живой души России,
Кто не читал есенинских стихов", - так говорят...

Не прошло еще и ста лет, как не стало поэта. 

А теперь небольшой тест
Вот небольшое известное стихотворение Есенина.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
 
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
 
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
 
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
 
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Вы спросите: "При чем здесь Есенин и его стихотворение?" Объясняем: мы его учим наизусть в третьей четверти, а так, могли бы взять любого поэта и любое стихотворение. 
Задание: посчитайте количество слов, значение которых вам не понятны или  вы их не знаете. Сколько получилось на 40 слов "непонятностей"? Вот и мы задумались: это же русский язык, не древнерусский, не "Повесть временных лет"...

Основополагающий вопрос проекта
Существует ли реальная угроза обеднения, вымирания русского языка?

Нам интересно узнать:

  • Какие изменения происходят в языке?
  • Каковы причины изменения языковых норм?
  • Какие существуют функциональные стили речи и какие из них наиболее подвержены влиянию внутренних и внешних факторов? Как на качество языка влияют социальные, демографические, политические факторы?
  • Как определить, что хорошо для языка, а что плохо?
  • Можно ли использовать формулу: 
хорошо обществу = хорошо языку,
плохо обществу = плохо языку?
  • Каково качество языковой компетентности подростков, молодежи, взрослого населения?
  • Как можно объяснить употребление молодежью слэнга, жаргона, инвективной (бранной) лексики?
  • Что, как и когда мы говорим?
  • Как СМИ влияют на «речевые вкусы» людей?
  • Влияет ли использование тех или иных слов на жизнь людей?
  • Какое влияние оказывают слова на людей?
  • Можно ли словом убить?
  • Что мы сами можем сделать, чтобы сохранить «громаду» – русский язык?
  • Как, используя современные информационные технологии, представить наши исследования?
Мы создали группы:

Лингвистов
Социологов
Журналистов
Дизайнеров
Историков


Что нам предстоит сделать?
  1. Работая в группах, узнать как можно больше о различных изменениях, которые происходили и происходят с русским языком, об особенностях использования стилей речи, значении слов в жизни людей. Отследить процессы происходящие в языковой практике социума, для выявления нездоровых тенденций в речи. 
  2. Оценить качество речи современной молодежи: знания что такое "норма" и  использования в своей речи нормативной и ненормативной лексики. Проследить динамику культурного уровня подростков и молодежи, объяснить причины ухудшения и снижения качества речи.
  3. Показать уникальность и незаменимость слов в общении.
  4. Провести исследования, обобщить собранный разными группами материал, оформить результаты своей работы и представить их на конференции городского сетевого образовательного проекта и на станицах веб сайта.
  5. Провести мероприятия, направленные на обогащение речевой культуры подростков гимназии и города.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий